Тест "Уровень развития ребёнка 4 - 5 лет”
Проведение обследования
Выберите пункт, соответствующий хронологическому возрасту вашего ребенка.
Причем, если малышу четыре года и пять месяцев, выбирается пункт,
соответствующий четырем, а не четырем с половиной годам. На листе проставьте
плюсы против тех вопросов, на которые вы можете дать положительные ответы, и
минусы, если ответы отрицательные.
4 ГОДА
Общая осведомленность. Назвать
свое имя, фамилию, пол; вопрос о половой принадлежности задавать в следующей
форме: "Ты девочка или мальчик?”; (положительная оценка – все названо
правильно).
Общая понятливость. Назвать несколько показываемых предметов и
обобщающее слово (как это можно назвать одним словом?); положительная оценка –
правильно названо обобщающее слово (обувь, одежда, посуда, транспорт).
Концентрация внимания. Назвать три цифры (послушай внимательно, сейчас я
назову три цифры: 3, 8, 5 - повтори); положительная оценка – правильно названы
все три числа.
Практическое математическое мышление. Сосчитать 4 предмета (посчитай,
сколько перед тобой кубиков); положительная оценка – сосчитал правильно и без
подсказок.
Индуктивное мышление. Знание простейших геометрических форм: круга и
квадрата (какой формы мяч?, какой формы окно?); положительная оценка – из трех
вопросов два правильных ответа.
Опыт восприятия. Сравнить длину линий (подготовьте комплект из трех
линий или полос бумаги разной длины, трижды покажите ребенку по две из них.
Вопрос: "Какая длиннее?”); положительная оценка – при двух правильных ответах.
5 ЛЕТ
Общая осведомленность. Какое сейчас время года, время
суток (утро, день, вечер); положительная оценка – все названо правильно.
Общая понятливость. Понимание простейших причинно-следственных отношений
(почему мама стирает одежду?); задается один вопрос; положительная оценка – при
правильном ответе.
Концентрация внимания. Использование знаний об абстрактных
геометрических формах (посмотри внимательно и назови, какие есть вокруг нас
круглые и квадратные предметы); два правильно названных предмета –
положительная оценка.
Практическое математическое мышление. Сосчитать несколько предметов с
переходом через десяток (до 15); ( сосчитай, сколько здесь кубиков).
Индуктивное мышление. Назвать назначение предметов обихода (за- чем
нужен стол, стул, ручка, кастрюля?). Сразу показывайте три предмета или
картинки с их изображениями); положительная оценка – правильно объясняется
назначение двух предметов.
Опыт восприятия. Различение основных цветов (какого цвета карандаш?).
Показывайте красный, синий, желтый; положительная оценка – при безошибочном
ответе.
Интерпретация результатов
Если вы не поставили ни одного минуса, уровень психического развития ребенка
соответствует возрастной норме.
Имеется два минуса и более – развитие малыша проходит своеобразно, несколько
иначе, чем у большинства сверстников. Поэтому рекомендуется консультация
детского психолога, который даст конкретные советы по воспитанию и обучению
ребенка.
Если минус только один – переходим к дополнительному обследованию.
Дополнительное обследование
Ребенок тестируется по пункту, который соответствует предыдущему возрастному
периоду: если крохе меньше четырех лет, тогда – минус полгода; если малышу от
четырех до двенадцати лет – минус один год. Порядок проведения такой же, как и
в основном обследовании.
Если среди ответов нет ни одного минуса, уровень психического развития
соответствует возрастной норме.
Имеется хотя бы один минус – рекомендуется консультация психолога.
Р.S. Не забывайте: если вашему крохе недавно исполнилось четыре года, а он пока
не научился, скажем, считать до четырех, не паникуйте. Ведь для освоения этого
навыка у малыша есть еще целый год!
|